Небольшой Большой Ашламаш

20180719_9.jpg
20180719_9.2.jpg
Фото: mari-el.gov.ru
Лето—прекрасное время для проведения дня деревни. Свои именины уже отметили несколько населенных пунктов нашего района. Но праздники не заканчиваются.

В конце июля праздничное мероприятие состоится сразу для двух деревень Ронгинского поселения—Большого и Малого Ашламаша. Расположились они в 300 метрах друг от друга и, по сути, являются одним целым, как две соседствующие улицы одного населенного пункта.

В канун этого события мы побывали в старейшей из них—Большом Ашламаше.

 Почему Большой и что такое «ашик»?

Деревня Большой Ашламаш находится в пяти километрах от села Ронга в восточном направлении. И хотя в названии есть слово «Большой», деревня совсем небольшая. На сегодняшний день здесь 27 жилых домов, часть из них используются как дачные. В деревне постоянно проживают  45 человек.

Так почему же тогда «Большой»? Особенно крупной деревня никогда не была, но первой на карте марийского края появился именно Большой Ашламаш. Уже позднее рядом с Большим вырос Малый Ашламаш. Поэтому первый Ашламаш стал Большим, а второй, только застраивающийся—Малым.

Когда в этой местности появились первые поселенцы, достоверно не известно. Но жители деревни, вспоминая рассказы своих бабушек и дедушек, считают, что это было в конце XVIII века. Первыми поселенцами были приезжие люди, которые звали себя Эскай и Кельдыбай. Отсюда и пошли фамилии Эскай (с вариацией Эскаевы) и Кельдыбай (с вариацией Кельдыбаевы).

Но если с прилагательными «Большой» и «Малый» все понятно, то этимология собственного имени Ашламаш до конца не изучена.

По одной из версий название деревни пошло от слова «ашик». Ашик—соломенные циновки, которыми закрывали окна зимой, в холода.  По другой версии деревня Большой Ашламаш была расположена на берегу лесной реки Ошла. Со временем речка пересохла, но память о ней сохранилась в названии деревни. А по исследованиям ученых О.П.Воронцовой и И.С.Галкина Ашламаш означает «река с запрудой, берущая начало с родника».

 

Без дороги, воды и газа

Деревня Большой Ашламаш представляет собой одну длинную улицу. Дома в основном деревянные, но есть несколько кирпичных. В деревне 27 жилых домов и чуть ли не столько же заброшенных, забытых своими хозяевами. Полуразвалившиеся, полусгнившие и даже обгоревшие, они стоят никому не нужные, навевая тоску и печаль. Вот если бы хозяева этих участков не пожалели своих сил и разобрали бы старые дома, вид был бы совершенно другой.

Еще одна проблема для деревни—это бьющие прямо посередине родники. Грунтовые воды расположены так близко, что на том месте, где раньше была дорога, сейчас потихоньку образуется болото. Земля в буквальном смысле плавает под ногами и доставляет немало неудобств жителям деревни.

—Только осенью поставили забор, а к весне он весь покосился. В течение полугода земля несколько раз то поднималась, то опускалась,—рассказывают местные жители.

В чем причина заболачивания местности, очевидно, смогут определить только специалисты. Сами жители деревни считают, что виной может быть старый водопровод, который уже около 15 лет не функционирует. А может, древняя пересохшая речка Ошла вновь набирает воды?

Таким образом, внутри деревни дороги для проезда практически нет. В хорошую погоду можно заехать в начало и в конец. А вот середина деревни для проезда закрыта: здесь почти болото.

Воды и газа в деревне тоже нет. У каждого хозяйства свои индивидуальные колодцы, а дома топят дровами.

 

Растут дети, строятся дома

Тем не менее, деревня живет. В основном жители, конечно, люди старшего поколения, но есть и дети. В Большом Ашламаше четыре школьника и трое дошколят. И что особенно приятно отметить, дети разговаривают на родном марийском языке.

—Если наша деревня не так красива и хороша, как нам хотелось бы, это не значит, что люди здесь живут плохие,—в сердцах вымолвила староста Большого Ашламаша Эмилия Евгеньевна Губина.

И мы с ней полностью согласны. Эмилия Евгеньевна—коренная жительница Большого Ашламаша, поэтому настоящее и будущее деревни ей совсем не безразличны. Вместе с такими же неравнодушными односельчанами они стараются содержать родную деревню в порядке и чистоте: обкашивают  улицы, следят за территориями заброшенных домов.

—Я не собираюсь отсюда никуда уезжать. Для меня это самое лучшее место на Земле,—говорит Эмилия Евгеньевна.

А ее брат Александр Евгеньевич Павлов, ныне живущий в поселке Советском, даже планирует построить в деревне дом, поднять с нуля на месте выгоревшего родового гнезда. Уже заложен фундамент, но впереди еще много работы. Но и сейчас участок не пустует. Здесь имеется дачный домик, баня, красивый ухоженный огород.

 

Дом 1926 года

В деревне много деревянных домов, построенных еще в начале и середине прошлого века. В одном из них 44 года назад обосновалась семья Галины Васильевны и Валерия Яковлевича Казанцевых. Дом, в котором они живут, стоит под номером 26, и так совпало, что дата постройки дома—1926 год.

Дому без малого 100 лет, а он довольно крепок и простоит еще не один десяток лет. Не раз приходилось слышать о надежности и качестве старых построек, и вот тому прямое доказательство. Стены крепкие, нигде не прогнили, не превратились в труху. Единственное, пришлось пару раз поменять бревна под окнами.

Галина Васильевна родом из деревни Колокуда, а ее муж из Кундушумбала. В Большой Ашламаш они переехали будучи молодоженами  в 1974 году. Супруги вырастили трех дочерей. Сейчас дочери уже взрослые, обзавелись своими семьями и детьми.

А Галина Васильевна и Валерий Яковлевич в ноябре этого года будут отмечать 45-летие совместной жизни. 

Старожилы

Большой Ашламаш может гордиться своими старожилами.

Надежде Егоровне Булковой 88 лет, а она по-прежнему продолжает вести свое небольшое хозяйство, держит корову и куриц. Помогает ей один из сыновей, который остался жить вместе с ней. Не забывают и остальные дети, которые разъехались по другим краям, но время от времени навещают маму. Надежда Егоровна родила и воспитала восьмерых детей.

Жизнерадостная и дружелюбная, она располагает людей к себе. Вот и на просьбу сфотографироваться для газеты не отказала. Быстро переоделась в нарядную одежду.

—Надежду Егоровну мы знаем как аккуратную и трудолюбивую женщину. На работе ли, на празднике, она всегда хорошо выглядит,—рассказывают соседки Н.Е.Булковой.

Алевтине Петровне Яштугиной 31 августа исполняется 80 лет. И она тоже бодра и весела. Родом она из деревни Кораксола, а в Большом Ашламаше живет около 30 лет.

Всю свою жизнь Алевтина Петровна проработала в колхозе. В молодые годы смотрела за овцами, выйдя замуж, работала дояркой. На пенсии Алевтине Петровне скучать не приходится. Лето—пора сенокоса. В свои 79 лет она по-прежнему помогает заготавливать сено на зиму, держит козу. Живет она вместе с сыном, а всего у Алевтины Петровны пятеро детей.


По материалу газеты "Вестник района"

 
По теме
Информацию об общероссийском общественно-государственном движении детей и молодежи «Движение Первых» представила заведующая сектором физической  культуры, спорта и молодежной политики учреждения «ООАВМР» Головина Т.И.
Служители театрального искусства Марий Эл сегодня отмечают профессиональный праздник - Marimedia.Ru Зампредседателя Правительства Марий Эл — министр культуры, печати и по делам национальностей Константин Иванов поздравил работников театра с их праздником, который отмечается сегодня.
Marimedia.Ru
Семейные выходные в музее (0+) - Управление культуры Музей истории города Йошкар-Олы 30 марта в 11.00 приглашаем детей и их родителей на программу "Знакомые незнакомцы".
Управление культуры